Этические нормы - ОО БАСР — БСИ. Этические нормы — Бюро социальной информации

Этические нормы


Этические нормы, принятые на Генеральной ассамблее Международной федерации социальных работников и Международной ассоциации школ социальной работы в 2004 году, признаются и используются сотрудниками БСИ в практической деятельности сотрудниками БСИ.

Определяя лишь общие подходы, совместный свод принципов МФСР и МАШСР имеет своей целью поощрять социальных работников всего мира к осмыслению спорных вопросов и дилемм, с которыми они сталкиваются, принятию этически взвешенных решений в конкретных случаях. Некоторые из проблемных областей включают в себя:

  • факт того, что лояльность очень часто находится на стыке различных интересов;
  • факт того, что функциями социальных работников являются как помощь, так и контроль;
  • конфликт между  обязанностями защищать интересы людей, с которыми они работают, и необходимостью действовать рационально в интересах всего общества;
  • факт того, что денежные средства в обществе ограниченны.

Сотрудники БСИ признают международное определение понятия «социальная работа»:

Профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений, содействует укреплению способностей к самостоятельному функционированию людей в обществе в целях повышения уровня их благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа осуществляется в сфере взаимодействия человека и его окружения. Права человека и принцип социальной справедливости являются фундаментом социальной работы.

Права человека и человеческое достоинство

Социальная работа основывается на уважении неотъемлемой ценности и чувства собственного достоинства всех людей, а также прав, которые из этого следуют. Социальный работник обязан помогать и защищать физическую, психологическую, эмоциональную и духовную неприкосновенность и благополучие каждого человека. Это означает:

  1. Уважение права на самоопределение – социальные работники должны уважать права человека, предоставляя возможность самостоятельно делать выбор и принимать решения, но лишь в том случае, если это не угрожает правам и законным интересам других людей.
  2. Предоставление права на участие – социальные работники должны обеспечивать полное вовлечение и участие своих клиентов в процессах принятия любых решений касательно их собственной жизни, что поощряет их действовать самостоятельно.
  3. Оказание помощи каждому человеку в полной мере – социальные работники должны рассматривать личность в целом, как часть семьи, местного сообщества, социального и природного окружения, а также должны стремиться к осознанию человеком всех аспектов его жизни для ответственного принятия решений.
  4. Идентификация и развитие достоинств – социальные работники должны фокусировать свое внимание на достоинствах индивидов, групп и сообществ, чтобы содействовать их развитию.

Социальная справедливость

Социальные работники должны обеспечивать социальную справедливость, как в отношении всего общества, так и в отношении людей, с которыми они непосредственно работают. Это означает:

  1. Предотвращение дискриминации — социальные работники обязаны предотвращать негативную дискриминацию на основе возраста, ограниченных способностей, культурных особенностей, половой принадлежности, семейного статуса, имущественного положения, политических взглядов, расовой и национальной принадлежности, а также сексуальной ориентации и вероисповедания.
  2. Признание различий – социальные работники должны признавать и уважать этические и культурные различия тех сообществ, в которых они осуществляют свою деятельность, принимать во внимание индивидуальные, семейные, групповые и общественные отличия.
  3. Справедливое распределение ресурсов – социальные работники должны обеспечивать справедливое распределение ресурсов, которыми они располагают, в соответствии с первоочередными потребностями.
  4. Привлечение внимания — обязанностью социальных работников является привлечение внимания работодателей, высших должностных лиц и общественности к таким ситуациям, в которых деятельность не соответствует этическим требованиям профессии.
  5. Солидарная деятельность – социальный работник обязан осуществлять деятельность в интересах всего общества, обращать внимание на социальные условия, которые содействуют социальному исключению и стигматизации.

Профессиональная этика

Социальные работники осуществляют свою деятельность в соответствии с основными этическими принципами профессионального поведения, которые предусматривают, что:

  1. Социальные работники не должны использовать свои знания и навыки в негуманных целях.
  2. Социальные работники должны поступать честно, что означает исключение злоупотребления доверием клиентов, признание границ между личной и профессиональной жизнью.
  3. Социальные работники должны поступать в отношении клиентов с состраданием, эмпатией и заботой.
  4. Социальные работники не должны подчинять интересы и нужды клиентов своим собственным интересам и нуждам.
  5. Социальные работники предпринимают необходимые действия для профессионального роста и заботы о своем эмоциональном состоянии на рабочем месте, чтобы обеспечить достойное предоставление услуг.
  6. Социальные работники соблюдают конфиденциальность в отношении информации, касающейся клиента. Исключением могут быть лишь случаи, основанные на высших базовых этических требованиях, таких как защита человеческой жизни.
  7. Социальные работники осознают ответственность за свои действия перед людьми, с которыми они работают, коллегами, работодателями, профессиональными ассоциациями, перед законом и обществом в целом, а также помнят о том, что данные ответственности могут вступать в конфликт.
  8. Социальные работники готовы к сотрудничеству со школами социальных работников для того, чтобы обеспечить достойную квалифицированную практику и предоставить студентам новейшие практические знания в социальной сфере.
  9. Социальные работники стимулируют и участвуют в этических дискуссиях со своими коллегами и работодателями, берут на себя ответственность за принятие этически обоснованных решений.
  10. Социальные работники готовы излагать причины своих решений, основанных на этических рассуждениях, несут ответственность за свой выбор и поступки.
  11. Социальные работники содействуют выполнению этических норм как в социальных службах, в которых они работают, так и в обществе в целом.